Протест против наркомании в романе Ч. Айтматова «Плаха»
Русская литература имеет огромное мировое значение. Она читается в зарубежных странах и через эти произведения зарубежный читатель может узнать русского человека.
В романе Ч. Айтматова "Плаха” показываются все изъяны социалистического общества. В обществе никогда не говорилось о тех проблемах, которые поднял Ч. Айтматов. Но тем не менее они существовали.
Одна из главных проблем — это проблема наркомании. Проблема наркомании — сейчас одна из самых острых в мире.
В романе показывается судьба совсем еще юного, пугливого и добродушного Леньки, судьба двадцатилетнего смышленого от природы Петрухи. Но эти люди уже "озлоблены на мир”, и у них одна цель в жизни: собрать побольше анаши и получить за нее большие деньги. У анашистов существует такой закон, который гласит о беспрекословном служении "хозяину предприятия”. Главарь анашистов Гришан благоденствует за счет тех людей, которые уже пристрастились к наркотикам, и душа их омертвела. Гришан пользуется этим, но сам, как показывает нам автор, наркотики не употребляет. Под образом Леньки подразумеваются те молодые люди, которые уже втянулись в наркотики, а под образом Гришана те, которые сталкивают молодое поколение с пути истинного и тем самым наживаются на их горе. В какой-то мере общество виновно в том, что человек становится наркоманом, но в большей мере все зависит от человека, от его внутреннего мира.
Авдий Каллистратов верил, что можно вернуть наркомана к нормальной жизни, но на собственном опыте убедился, что это заблуждение. А если и возможно, то только в редких случаях, и если у человека есть огромная сила воли.
Позже Авдий Каллистратов видел анашистов в милиции, но среди них не было Гришана.
Группа Обер-Кандалова, в которую впоследствии попадает Авдий, внутренне близка собирателям наркотической травы. Именно от рук Обер-Кандалова погибает Авдий — его распяли на кресте. Своей гибелью он выражает протест против наркомании. И последние слова Авдия были: "Спаси, Акбара!” Это подтверждает то, что иногда животное оказывается человечней самого человека.
Мне кажется, что проблема наркомании будет существовать до тех пор, пока будут существовать люди, жаждущие наживы за счет другого человека, его горя и страданий.
|